Темперамент дошкольника

Типы темперамента

Понаблюдайте за детьми. Каждый ребенок уникальный. Одни дети эмоциональные, громкие и энергичные, а другие – уравновешенные, спокойные и расчетливые. В чем же дело? Различия в поведении объясняются врожденными свойствами нервной системы, которые называются типами темперамента.

Именно темперамент устанавливает активность ребенка дошкольного возраста, способность переходить от одного вида деятельности к следующему, реакцию на происходящее вокруг.

Типы темперамента у дошкольников

Темперамент очерчивает стабильные, принадлежащие человеку с рождения черты. Его особенности влияют на характер и способности, поведение в повседневных и непривычных ситуациях, специфику общения и взаимодействия с людьми.

Заинтересованность определенным видом деятельности, быстрота запоминания и восприятия, умение сосредотачивать внимание, серьезность интересов, подходящая скорость деятельности, глубина психических процессов и прочее находятся под влиянием темперамента.

Темперамент характеризует изменение психических процессов, развитие личности.

В этом состоит особенность путей становления личности ребенка.

У детей ведущий вид темперамента начинает проявляться после кризиса трех лет. Ребенок уже элементарно способен контролировать свое поведение, выражать эмоции.

Особенности проявления темперамента в дошкольном возрасте базируются на таких свойствах нервной системы, как возбуждение и торможение. В свою очередь они характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов.

Сила нервных процессов – это стойкость нервных клеток перед существенным возбуждением, не подавляемым торможением. У ребенка это наблюдается в трудоспособности, чувствительности к внешнему миру. Сила процессов возбуждения характеризуется способностью малыша длительное время заниматься одним видом деятельности. Сила процессов торможения выражается в умении крохи заниматься деятельностью, не отвлекаясь. Обратной стороной является слабость нервных процессов – это неспособность сосредотачиваться и прилагать усилия в достижении результата.

Уравновешенность проявляется в равной силе процессов возбуждения и торможения. В данном случае кроха сдержанно и без проблем выполняет поставленные задачи. При неуравновешенности у ребенка преобладают процессы торможения и возбуждения поочередно. Поэтому малыш либо без труда справляется с поставленной проблемой, либо долгое время не может ее решить.

Подвижность нервных процессов характеризуется возможностью процессов возбуждения и торможения оперативно заменять друг друга при потребности. Это влияет на умение крохи переключаться с одного вида деятельности на другой. Обратным качеством является инертность, то есть для новых начинаний требуются усилия.

Как и у взрослых, выделяют такие типы темперамента у дошкольников: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик

Дети-холерики обычно неспокойны, несдержанны, вспыльчивы, ощущают сложности в приспосабливании к всевозможным запретам, установленным порядкам, требованиям старших. Для холериков характерна быстрая и громкая речь, жестикуляция, стремительные движения. В общении стремятся быть главными, отдают предпочтение подвижным играм.

Советы родителям и воспитателям:

  • Речь взрослого должна быть тихой и спокойной во время бесед с ребенком-холериком.
  • Необходимо четко придерживаться режима дня.
  • Не стоит подавлять активность крохи, но за несколько часов до сна необходимо организовать спокойные игры.
  • Следует вырабатывать усидчивость, и улучшать внимание. Этому способствуют настольные игры, конструирование, рисование, лепка.
  • Во время командных игр нужно способствовать тому, чтобы дошкольник-холерик придерживался правил и учился контролировать свое поведение.

Сангвиник

Оживленный, уверенный, приветливый ребенок, который легко идет на контакт, искренний, веселый. Разговаривает преимущественно громко, быстро, эмоционально. Речь обычно сопровождается ярко выраженной мимикой и жестикуляцией.

Сангвиник обладает умением преодолевать преграды, имеют симпатию ровесников.

Советы родителям и воспитателям:

  • Надо контролировать выполнение заданий сангвиником. Важно, чтобы дело было доведено до конца.
  • Стоит указывать даже на незначительные нарушения малыша.
  • Следует быть настойчивым и строгим в воспитании крохи-сангвиника.

Флегматик

Спокойный, медленный, сдержанный ребенок, довольно терпелив, в том числе и к физической боли. Разговаривают не спеша, спокойно, плавно, не выражая эмоций, без жестов и мимики. Имеет узкий круг общения с детьми. Флегматики отличаются стабильностью в привязанности.

Советы родителям и воспитателям:

  • Будьте терпимы к медлительности малыша. Упреки и повышение голоса не приведут к убыстрению.
  • Поощряйте подвижные игры.
  • Если кроха быстро и качественно справился с определенным заданием, похвалите.

Меланхолик

Дети-меланхолики с незнакомыми людьми робкие, скрытные, боязливые, хотя в обычном, благоприятном окружении смышленые, чуткие и отзывчивые. Им присуща легкая ранимость. Разговаривают спокойно, не громко, не пытаются быть лидерами.

Советы родителям и воспитателям:

  • Говорите с ребенком-меланхоликом исключительно спокойным тоном.
  • Привлекайте малыша к совместной деятельности.
  • Учите ребенка знакомиться со сверстниками.
  • Чаще хвалите кроху.

Как определить темперамент ребенка?

Лучший метод определения ведущего типа темперамента – наблюдение.

Родители могут воспользоваться небольшой анкетой. Необходимо поставить плюс около тех пунктов анкеты, которые максимально соответствуют характеристике дошкольника.

Анкета

  1. Предпочитает шум и суматоху около себя.
  2. Чувствует большую потребность в близких людях, которые могли бы поддержать, успокоить.
  3. Ребенок зачастую недоволен чем-то, взбудораженный, неспокойный.
  4. На поставленные вопросы быстро не ответит.
  5. Отдает предпочтения занятиям, которые не занимают много времени.
  6. Дети находят его веселым.
  7. Склонный к многократным переменам настроения.
  8. Зачастую молчалив среди детей.
  9. Не решается на разговор первым с незнакомыми людьми.
  10. Отдает предпочтение уединению, нежели шумным играм.
  11. Способен длительное время заниматься одним делом или игрой, не отрываясь.
  12. Любит похвастаться, преувеличить события.
  13. Часто не способен усидеть на месте.
  14. Его легко обидеть.
  15. Трудоспособный на протяжении долгого времени, не утомляется.
  16. Без труда переходит от одного задания к следующему.
  17. Нетерпеливый и несобранный, в особенности не любит ждать.
  18. Отдает предпочтение щепетильным занятиям, какие не требуют мгновенных реакций.
  19. Быстро утомляется, отвлекается, не слушает.
  20. Уверен в себе, просто справляется с неудачами.

Утверждения, которые характеризуют сангвиника: 1, 6, 12, 16, 20.

Утверждения, которые характеризуют холерика: 3, 5, 7, 13, 17.

Утверждения, которые характеризуют меланхолика: 2, 9, 10, 14, 19.

Утверждения, которые характеризуют флегматика: 4, 8, 11, 15, 18.

Каждому утверждению отвечает 1 бал.

Если, по итогам оценок взрослого, ребенок набрал 4-5 балла, это свидетельствует об интенсивно выраженных свойствах определенного типа темперамента.

Если результат 1-3 балла, то брать во внимание свойства данного типа темперамента не время. Стоит подключить к анкетированию еще нескольких взрослых с окружения ребенка, а также понаблюдать за поведением малыша. И после этого вывести средний балл.

Для воспитателя будет актуальным наблюдение за дошкольником в конкретных ситуациях.

Ситуации для наблюдения

1. Какое поведение у ребенка, когда появляется потребность в моментальных действиях?
а) без затруднений вливается в работу;
б) действует энергично и быстро;
в) работает медленно, без лишних слов;
г) действует несмело, растерянно.

2. Какая реакция малыша на замечания воспитателя?
а) обещает, что в последний раз так сделал, но через время ведет себя так же;
б) реагирует на замечания несдержанно, не слушается, делает по-своему;
в) молча берет во внимание мнение взрослого;
г) оскорбленно молчит, долго беспокоится.

3. Как разговаривает дошкольник со сверстниками в важных для него ситуациях?
а) оживленно, с охотой, вслушиваясь к высказываниям остальных;
б) быстро, увлеченно, никого не слушая;
в) сдержанно и с уверенностью;
г) неуверенно, несмело, оглядываясь на других.

4. Какое поведение в необычной обстановке (в кабинете медсестры, заведующего)?
а) быстро ориентируется, проявляет интерес, оживленность;
б) взбудораженный, иногда слишком, беспокойный;
в) сосредоточенно, тщательно рассматривает все вокруг;
г) смущается, ведет себя застенчиво.

Возле каждого варианта ответа нужно поставить плюс или минус.

Выше предложены примеры четырех контрольных ситуаций. Для более точного результата неплохо самостоятельно увеличить их количество. Например, понаблюдать, как малыш прощается с родителями утром, как встречает их вечером, какое поведение в проблемных ситуациях и тому подобное. Подсчитайте результат. Преобладание во всех случаях реакций типа а означает доминирование сангвинических черт темперамента, типа б – холерических, типа в – флегматических, типа г – меланхолических.

В оригинальном виде типы темперамента встречаются нечасто. Обычно в промежуточном или смешанном виде. Также, в дошкольный период характеристики темперамента таятся за возрастной импульсивностью, ослабленной нервной системой (с возрастом исправляется). Разгадав тип темперамента ребенка, можно подобрать соответствующие методы и приемы воспитания, чтобы не навредить малышу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector